ЖЖ
- 10 Дек, 2010 at 3:13 PM
В одном из комментариев к маленькой заметке о статуе Ямаути Кадзутое меня попросили написать о Миямото Мусаси.
Что же, задача с одной стороны простая, а с другой сложная. Попробуем.
Едва ли не самое известное изображение Мусаси
Миямото Мусаси…легендарный Кэнсей, Бог меча, пожалуй, самый знаменитый в истории Японии самурай. Его бессмертная книга Го Рин Но Сё (Книга Пяти Колец) и сейчас стоит во главе списка литературы, обязательной для изучения любому начинающему путь меча. О нём снят приключенческий сериал «Мусаси», о нём Эдзи Ёсикава, известный японский писатель, написал в 30-х годах роман, ставший бестселлером не только в Японии, но и в Европе. О нём повествуют многочисленные манга, статьи и фильмы.
А ведь в стране, где историю почитают, историю любят и историей интересуются, такое признание дорого стоит.
Биография и деяния Мусаси известны каждому школьнику – и сказать что-то новое, не скатившись в банальщину и повторы, весьма непросто.
Но начнем все-таки с широко известных фактов и самых популярных легенд, те же, кто уже знаком с основными этапами жизни Мусаси могут пропустить несколько абзацев.
Настоящее имя Миямото Мусаси – Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин. В имени кроется и происхождение, и место рождения нашего героя. «Мусаси» - это местность к юго-западу от Токио, в одной из деревень которой под названием Миямото и родился в 1584 году будущий легендарный фехтовальщик. Обращение «но-Ками» показывает благородное происхождение, а «Фудзивара» - один из древнейших и знатнейших родов Японии. Предками Мусаси были члены клана Харима с острова Кюсю. Его дед, Хирада Сэкэн, служил у владельца замка Такеяма, Симмэн Ига-но-Ками Судэсиги. Служил, видимо, так неплохо, что князь выдал за него свою родную дочь. Так что родословная у Миямото Мусаси была более чем солидная, и в обществе ему была уготована роль богатого и знатного самурая высокого ранга. Его отец, Мунисай, был известный фехтовальщиком и блестяще владел дзиттэ, стальной дубинкой с крюком, орудием для борьбы с мечами самураев. Тогдашний сёгун, Асикага Ёсики, даже приглашал его для преподавания к своему двору. В столице и произошел конфликт Мунисая Мусаси с семьей Ёсиока, по неясной легенде, он выиграл две схватки из трех против представителей Ёсиока, но чем всё закончилось, неизвестно.
Однако Мусаси очень рано, в 7 лет, остался сиротой, и воспитанием его занимался дядя, монах одного из буддийских монастырей. Средневековые буддийские монастыри в Японии отнюдь не были обителями смиренных аскетов, предающихся медитации. Славные традиции монаха-воина Бэнкея продолжали жить, и боевыми искусствами владел едва ли не каждый монах. Мусаси было у кого поучиться. Юный самурай, которого в детстве звали Бэн-но-Сукэ, еще подростком проявил свой незаурядный талант бойца и оригинальный характер. Уже в 13 лет он сразился в поединке с опытным самураем Арима Кихеем, и победил его, сражаясь обычной палкой. В 16 лет Мусаси нанес поражение еще боле умелому противнику, Тадасима Акимэ, после чего отправился в путешествие по Японии, став странствующим воином-ронином.
В стране продолжала бушевать гражданская война, на этот раз могущественный клан Асикага сражался против войск Иэясу. Мусаси участвует в битве при Сэкигахара на стороне Асикага, где Иэясу разбивает войска противника наголову. Мусаси счастливо избегает смерти, и впоследстии старается не вспоминать об этом эпизоде.
Спасшись, Миямото пробирается в столицу, и там встречается с семьей Ёсиока, врагами своего отца. Он последовательно побеждает трех братьев, Сэйдзиро, Дзэнситиро и Хантисиро, и продолжает свои странствия.
Автопортрет Миямото Мусаси
Еще до тридцати лет он проводит более шестидесяти дуэлей с самыми знаменитыми противниками, и во всех побеждает. У него появляются ученики, о нем ходят слухи и легенды, рассказы о его подвигах появляются в хрониках и надписях.
Мастерство Мусаси совершенствуется, где-то в 1612 году он уже совершенно отказывается от настоящих клинков и использует в поединках деревянный меч-боккэн. В 1614-15 годах он снова участвует в масштабных сражениях между Иэясу и сторонниками Асикага, но на это раз на стороне Иэясу. Он больше не хотел проигрывать.
По собственным словам Мусаси, к окончательному понимаю сущности поединка он пришел в 1634 году в возрасте 50-51 года. Он осел на острове Кюсю, жил в Огура, затем в замке Кумамото, на службе у князя Тюри, где обучал самураев не только боевым искусствам, но и живописи и каллиграфии. А в 1643 году удалился в пещеру под названием Рэйгэндо, где и прожил 2 года, перед смертью изложив в книге «Го Рин Но Сё» свой опыт и своё видение пути меча. Скончался он 19 мая 1645 года.
О поединках Миямото Мусаси осталось множество полулегендарных упоминаний и невероятных историй. Расскажу вкратце о самых известных эпизодах, прекрасно характеризующих его личность.
Поединки с тремя братьями Ёсиока проходили следующим образом. Первым с Муси сразился старший брат, Сэйдзиро. Своим любимым деревянным мечом Миямото избил противника и выбил у него из рук меч. После такого позора Сэйдзиро состриг пучок волос на голове, символ принадлежности к касте самураев.
Среднему брату, Дэнситиро, Мусаси просто проломил голову тем же деревянным мечом. Младший же из клана, Ханситиро, слыл самым искусным фехтовальщиком, но и он не смог противостоять Мусаси и его боккену. По легенде, после этого сёгун запретил членам клана Ёсиока заниматься фехтованием, и они были вынуждены стать ремесленниками, красильщиками. Этой профессии члены клана остались верны и по сей день.
Как-то в Эдо к Мусаси пришел воин по имени Мусо Гоносуке и предложил с ним сразиться. В это время Миямото вырезал заготовку для лука и заявил, что использует её в поединке. Гоносуке выхватил меч и атаковал, но был повержен деревяшкой в руках Мусаси.
В провинции Идзума Мусаси пришел к местному князю Мацудайра и вызвал на бой его сильнейшего самурая. Против уже ставшего знаменитым Мусаси выставили мастера по владению деревянным восьмигранным шестом. Двумя деревянными мечами Мусаси загнал противника в сад и поверг его ударом по рукам. После этого князь сам вызвал Миямото на бой. Мусаси оттеснил князя на террасу и затем мощным ударом сломал ему меч. После чего князь признал свое поражение и Мусаси остался у него преподавать технику фехтования.
В 1612-м году в городе Огура Мусаси сразился с Сасаки Кодзиро, разработавшем свою совбственную технику, Цубамэ-гаеси, или «пируэт ласточки». Поединок должен был состояться на острове. Накануне Мусаси всю ночь пировал в доме своего друга, утром же даже не смог вовремя проснуться. С бодуна Мусаси выпил воду из тазика для умывания, повязал голову полотенцем и в таком виде взгромоздился в лодку. По пути к острову он обстрогал запасное весло лодки, и по прибытию ринулся на противника, размахивая этим орудием. Кодзиро выхватил меч работы знаменитого Нагамицу из Бидзэн и сделал выпад. Мусаси уклонился и поверг Кодзиро наземь ударом веслом по голове. Падая, Кодзиро рассек мечом пояс штанов Мусаси, так что тот возвращался домой в еще более экстравагантном виде. По одной из версий этого поединка Кодзиро при падение напоролся на собственный меч, по другой – он все же остался жив.
Поединок с Кодзиро
Однажды в провинции Ига Мусаси встретил незнакомого самурая. Внутренняя энергия, мощь и спокойствие, исходившие от незнакомца, говорили о том, что это достойный противник и настоящий мастер. Это был не менее знаменитый, чем Мусаси, боец, не знающий поражений Яго Дзюбей. Через некоторое время Мусаси произнес: «Прошу прощения…я полагаю, ваше имя – Яго Дзюбей?». «Это так, - ответил тот, - а вы, вероятно, Миямото Мусаси?». Для каждого из них сразиться с равным себе было одновременно и испытанием, и честью. Но один из непревзойденных мастеров должен был погибнуть. Бойцы направились в ближайшую таверну и потребовали чай и доску для игры в го. Более трех часов длился поединок, но никто не смог достичь преимущества. Силы были равны. И оба мастера, глубоко поклонившись друг другу, разошлись в противоположных направлениях. Никогда больше их пути не пересекались.
Еще одна знаменитая история также произошла на постоялом дворе. Мусаси мирно обедал в углу корчмы, когда в комнату ввалилась шумная компания подозрительных личностей, увешанных оружием. Заметив благородного самурая и его богато украшенный меч, они принялись шептаться, побрякивая оружием. С несокрушимым спокойствием Мусаси прервал трапезу и молниеносными движениями одну за другой поймал палочками для еды четырех жужжащих вокруг мух. Как гласит легенда, разбойники, увидев это, с поклонами, пятясь, почтительно покинули таверну.
Но, наверное, если бы подвиги Мусаси были лишь военными, а его легендарная книга была просто пособием по технике боя, сейчас бы его имя скрылось из людской памяти. Мусаси писал: «Ищи Пути во всем». «Когда обретаешь Путь, нет ничего, чего ты не смог бы понять». И он, нашедший Путь, писал великолепные картины тушью, сохранившиеся до наших дней изображения Хотэя, Дарумы, птиц, цветов и драконов. Он был искусным каллиграфом – его свитком «Сэнки» можно насладиться и сегодня. В частной коллекции хранится деревянная скульптура Фудо Мёо, сделанная Мусаси. Он был мастером по изготовлению цуба, гард для мечей. К сожалению, не сохранилось его стихотворных произведений – а по историческим свидетельствам, и в этом искусстве он преуспевал.
«Изучи Путь всех профессий» - он не только писал так, но и поступал.
Приписываемая кисти Мусаси картина
Легендарная книга Пяти Колец не просто руководство по воинскому делу. Это фактически руководство к жизни настоящего мужчины, Дао жизни, если хотите, «руководство для мужчин, которые хотят научиться искусству стратегии». И в любом возрасте, при любом опыте ищущий читатель найдет в этой книге что-то новое для себя.
Одна из статуй в память о легендарном самурае
Легендарные поединки, всесторонняя одаренность, прижизненная слава, едва ли не обожествление после смерти – таков был Миямото Мусаси. Но…а был ли? Я пересказал биографию Мусаси и ставшими сказаниями эпизоды его жизни. Но на то они и легенды, чтобы со временем обрастать фантастическими подробностями, скрывающими реальную, настоящую историю. А настоящая, реальная биография Миямото Мусаси на самом деле практически неизвестна. Единственным надежным источником, по мнению специалистов, является его собственная «Книга Пяти Колец». Большая же часть упоминаний о Мусаси являются либо пересказами легендарных эпизодов и вымыслов, либо и вовсе поздними подделками.
Два подлинных портрета Миямото Мусаси
Согласно Го Рин Но Се, Книге Пяти Колец, Мусаси родился в 1584-м году, в возрасте 13-ти лет победил Ариму Кихэя, в 16 Акияму из Тамбы, до 30 лет провел более 60 поединков и во всех одержал победы, после чего осознал, что не обязан своими победами четкой стратегии, отказался от поединков с другими бойцами и посвятил себя постижению Пути воинского искусства. Что любопытно, ни о знаменитой схватке с Сасаки Кодзиро, ни о расправе с семьей Есиока, в Го Рин Но Се вообще не упомянуто. Два трактата о Мусаси, написанные его учениками , «Нитэнки» и «Ихон Хорафуса Гоен», противоречат друг другу в существенных подробностях описания жизни мастера. А боевых школ, ведущих свою родословную к Миямото и оспаривающих друг у друга право считаться единственно правильными, и вовсе более десятка. Кроме того, как я писал вначале, полное имя легендарного бойца – Миямото Мусаси но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин. Но в различных источниках 17-го века есть упоминания и о других бойцах с подозрительно похожими именами! Были и другие более-менее известные самураи, Миямото Мусаси но-Ками Ёсимото, Миямото Мусаси Масана, Миямото Мусаси но-Ками Гикэй и так далее, как минимум еще 8 имен!
Всё это говорит о том, что образ знаменитого Миямото Мусаси – это компиляция, собирательный образ из множества мастеров мяча эпохи Токугава. Что на самом то деле ничуть не умаляет значения Книги Пяти Колец и её влияния на культуру и менталитет японцев.
Едва ли не самое известное изображение Мусаси
Миямото Мусаси…легендарный Кэнсей, Бог меча, пожалуй, самый знаменитый в истории Японии самурай. Его бессмертная книга Го Рин Но Сё (Книга Пяти Колец) и сейчас стоит во главе списка литературы, обязательной для изучения любому начинающему путь меча. О нём снят приключенческий сериал «Мусаси», о нём Эдзи Ёсикава, известный японский писатель, написал в 30-х годах роман, ставший бестселлером не только в Японии, но и в Европе. О нём повествуют многочисленные манга, статьи и фильмы.
А ведь в стране, где историю почитают, историю любят и историей интересуются, такое признание дорого стоит.
Биография и деяния Мусаси известны каждому школьнику – и сказать что-то новое, не скатившись в банальщину и повторы, весьма непросто.
Но начнем все-таки с широко известных фактов и самых популярных легенд, те же, кто уже знаком с основными этапами жизни Мусаси могут пропустить несколько абзацев.
Настоящее имя Миямото Мусаси – Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин. В имени кроется и происхождение, и место рождения нашего героя. «Мусаси» - это местность к юго-западу от Токио, в одной из деревень которой под названием Миямото и родился в 1584 году будущий легендарный фехтовальщик. Обращение «но-Ками» показывает благородное происхождение, а «Фудзивара» - один из древнейших и знатнейших родов Японии. Предками Мусаси были члены клана Харима с острова Кюсю. Его дед, Хирада Сэкэн, служил у владельца замка Такеяма, Симмэн Ига-но-Ками Судэсиги. Служил, видимо, так неплохо, что князь выдал за него свою родную дочь. Так что родословная у Миямото Мусаси была более чем солидная, и в обществе ему была уготована роль богатого и знатного самурая высокого ранга. Его отец, Мунисай, был известный фехтовальщиком и блестяще владел дзиттэ, стальной дубинкой с крюком, орудием для борьбы с мечами самураев. Тогдашний сёгун, Асикага Ёсики, даже приглашал его для преподавания к своему двору. В столице и произошел конфликт Мунисая Мусаси с семьей Ёсиока, по неясной легенде, он выиграл две схватки из трех против представителей Ёсиока, но чем всё закончилось, неизвестно.
Однако Мусаси очень рано, в 7 лет, остался сиротой, и воспитанием его занимался дядя, монах одного из буддийских монастырей. Средневековые буддийские монастыри в Японии отнюдь не были обителями смиренных аскетов, предающихся медитации. Славные традиции монаха-воина Бэнкея продолжали жить, и боевыми искусствами владел едва ли не каждый монах. Мусаси было у кого поучиться. Юный самурай, которого в детстве звали Бэн-но-Сукэ, еще подростком проявил свой незаурядный талант бойца и оригинальный характер. Уже в 13 лет он сразился в поединке с опытным самураем Арима Кихеем, и победил его, сражаясь обычной палкой. В 16 лет Мусаси нанес поражение еще боле умелому противнику, Тадасима Акимэ, после чего отправился в путешествие по Японии, став странствующим воином-ронином.
В стране продолжала бушевать гражданская война, на этот раз могущественный клан Асикага сражался против войск Иэясу. Мусаси участвует в битве при Сэкигахара на стороне Асикага, где Иэясу разбивает войска противника наголову. Мусаси счастливо избегает смерти, и впоследстии старается не вспоминать об этом эпизоде.
Спасшись, Миямото пробирается в столицу, и там встречается с семьей Ёсиока, врагами своего отца. Он последовательно побеждает трех братьев, Сэйдзиро, Дзэнситиро и Хантисиро, и продолжает свои странствия.
Автопортрет Миямото Мусаси
Еще до тридцати лет он проводит более шестидесяти дуэлей с самыми знаменитыми противниками, и во всех побеждает. У него появляются ученики, о нем ходят слухи и легенды, рассказы о его подвигах появляются в хрониках и надписях.
Мастерство Мусаси совершенствуется, где-то в 1612 году он уже совершенно отказывается от настоящих клинков и использует в поединках деревянный меч-боккэн. В 1614-15 годах он снова участвует в масштабных сражениях между Иэясу и сторонниками Асикага, но на это раз на стороне Иэясу. Он больше не хотел проигрывать.
По собственным словам Мусаси, к окончательному понимаю сущности поединка он пришел в 1634 году в возрасте 50-51 года. Он осел на острове Кюсю, жил в Огура, затем в замке Кумамото, на службе у князя Тюри, где обучал самураев не только боевым искусствам, но и живописи и каллиграфии. А в 1643 году удалился в пещеру под названием Рэйгэндо, где и прожил 2 года, перед смертью изложив в книге «Го Рин Но Сё» свой опыт и своё видение пути меча. Скончался он 19 мая 1645 года.
О поединках Миямото Мусаси осталось множество полулегендарных упоминаний и невероятных историй. Расскажу вкратце о самых известных эпизодах, прекрасно характеризующих его личность.
Поединки с тремя братьями Ёсиока проходили следующим образом. Первым с Муси сразился старший брат, Сэйдзиро. Своим любимым деревянным мечом Миямото избил противника и выбил у него из рук меч. После такого позора Сэйдзиро состриг пучок волос на голове, символ принадлежности к касте самураев.
Среднему брату, Дэнситиро, Мусаси просто проломил голову тем же деревянным мечом. Младший же из клана, Ханситиро, слыл самым искусным фехтовальщиком, но и он не смог противостоять Мусаси и его боккену. По легенде, после этого сёгун запретил членам клана Ёсиока заниматься фехтованием, и они были вынуждены стать ремесленниками, красильщиками. Этой профессии члены клана остались верны и по сей день.
Как-то в Эдо к Мусаси пришел воин по имени Мусо Гоносуке и предложил с ним сразиться. В это время Миямото вырезал заготовку для лука и заявил, что использует её в поединке. Гоносуке выхватил меч и атаковал, но был повержен деревяшкой в руках Мусаси.
В провинции Идзума Мусаси пришел к местному князю Мацудайра и вызвал на бой его сильнейшего самурая. Против уже ставшего знаменитым Мусаси выставили мастера по владению деревянным восьмигранным шестом. Двумя деревянными мечами Мусаси загнал противника в сад и поверг его ударом по рукам. После этого князь сам вызвал Миямото на бой. Мусаси оттеснил князя на террасу и затем мощным ударом сломал ему меч. После чего князь признал свое поражение и Мусаси остался у него преподавать технику фехтования.
В 1612-м году в городе Огура Мусаси сразился с Сасаки Кодзиро, разработавшем свою совбственную технику, Цубамэ-гаеси, или «пируэт ласточки». Поединок должен был состояться на острове. Накануне Мусаси всю ночь пировал в доме своего друга, утром же даже не смог вовремя проснуться. С бодуна Мусаси выпил воду из тазика для умывания, повязал голову полотенцем и в таком виде взгромоздился в лодку. По пути к острову он обстрогал запасное весло лодки, и по прибытию ринулся на противника, размахивая этим орудием. Кодзиро выхватил меч работы знаменитого Нагамицу из Бидзэн и сделал выпад. Мусаси уклонился и поверг Кодзиро наземь ударом веслом по голове. Падая, Кодзиро рассек мечом пояс штанов Мусаси, так что тот возвращался домой в еще более экстравагантном виде. По одной из версий этого поединка Кодзиро при падение напоролся на собственный меч, по другой – он все же остался жив.
Поединок с Кодзиро
Однажды в провинции Ига Мусаси встретил незнакомого самурая. Внутренняя энергия, мощь и спокойствие, исходившие от незнакомца, говорили о том, что это достойный противник и настоящий мастер. Это был не менее знаменитый, чем Мусаси, боец, не знающий поражений Яго Дзюбей. Через некоторое время Мусаси произнес: «Прошу прощения…я полагаю, ваше имя – Яго Дзюбей?». «Это так, - ответил тот, - а вы, вероятно, Миямото Мусаси?». Для каждого из них сразиться с равным себе было одновременно и испытанием, и честью. Но один из непревзойденных мастеров должен был погибнуть. Бойцы направились в ближайшую таверну и потребовали чай и доску для игры в го. Более трех часов длился поединок, но никто не смог достичь преимущества. Силы были равны. И оба мастера, глубоко поклонившись друг другу, разошлись в противоположных направлениях. Никогда больше их пути не пересекались.
Еще одна знаменитая история также произошла на постоялом дворе. Мусаси мирно обедал в углу корчмы, когда в комнату ввалилась шумная компания подозрительных личностей, увешанных оружием. Заметив благородного самурая и его богато украшенный меч, они принялись шептаться, побрякивая оружием. С несокрушимым спокойствием Мусаси прервал трапезу и молниеносными движениями одну за другой поймал палочками для еды четырех жужжащих вокруг мух. Как гласит легенда, разбойники, увидев это, с поклонами, пятясь, почтительно покинули таверну.
Но, наверное, если бы подвиги Мусаси были лишь военными, а его легендарная книга была просто пособием по технике боя, сейчас бы его имя скрылось из людской памяти. Мусаси писал: «Ищи Пути во всем». «Когда обретаешь Путь, нет ничего, чего ты не смог бы понять». И он, нашедший Путь, писал великолепные картины тушью, сохранившиеся до наших дней изображения Хотэя, Дарумы, птиц, цветов и драконов. Он был искусным каллиграфом – его свитком «Сэнки» можно насладиться и сегодня. В частной коллекции хранится деревянная скульптура Фудо Мёо, сделанная Мусаси. Он был мастером по изготовлению цуба, гард для мечей. К сожалению, не сохранилось его стихотворных произведений – а по историческим свидетельствам, и в этом искусстве он преуспевал.
«Изучи Путь всех профессий» - он не только писал так, но и поступал.
Приписываемая кисти Мусаси картина
Легендарная книга Пяти Колец не просто руководство по воинскому делу. Это фактически руководство к жизни настоящего мужчины, Дао жизни, если хотите, «руководство для мужчин, которые хотят научиться искусству стратегии». И в любом возрасте, при любом опыте ищущий читатель найдет в этой книге что-то новое для себя.
Одна из статуй в память о легендарном самурае
Легендарные поединки, всесторонняя одаренность, прижизненная слава, едва ли не обожествление после смерти – таков был Миямото Мусаси. Но…а был ли? Я пересказал биографию Мусаси и ставшими сказаниями эпизоды его жизни. Но на то они и легенды, чтобы со временем обрастать фантастическими подробностями, скрывающими реальную, настоящую историю. А настоящая, реальная биография Миямото Мусаси на самом деле практически неизвестна. Единственным надежным источником, по мнению специалистов, является его собственная «Книга Пяти Колец». Большая же часть упоминаний о Мусаси являются либо пересказами легендарных эпизодов и вымыслов, либо и вовсе поздними подделками.
Два подлинных портрета Миямото Мусаси
Согласно Го Рин Но Се, Книге Пяти Колец, Мусаси родился в 1584-м году, в возрасте 13-ти лет победил Ариму Кихэя, в 16 Акияму из Тамбы, до 30 лет провел более 60 поединков и во всех одержал победы, после чего осознал, что не обязан своими победами четкой стратегии, отказался от поединков с другими бойцами и посвятил себя постижению Пути воинского искусства. Что любопытно, ни о знаменитой схватке с Сасаки Кодзиро, ни о расправе с семьей Есиока, в Го Рин Но Се вообще не упомянуто. Два трактата о Мусаси, написанные его учениками , «Нитэнки» и «Ихон Хорафуса Гоен», противоречат друг другу в существенных подробностях описания жизни мастера. А боевых школ, ведущих свою родословную к Миямото и оспаривающих друг у друга право считаться единственно правильными, и вовсе более десятка. Кроме того, как я писал вначале, полное имя легендарного бойца – Миямото Мусаси но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин. Но в различных источниках 17-го века есть упоминания и о других бойцах с подозрительно похожими именами! Были и другие более-менее известные самураи, Миямото Мусаси но-Ками Ёсимото, Миямото Мусаси Масана, Миямото Мусаси но-Ками Гикэй и так далее, как минимум еще 8 имен!
Всё это говорит о том, что образ знаменитого Миямото Мусаси – это компиляция, собирательный образ из множества мастеров мяча эпохи Токугава. Что на самом то деле ничуть не умаляет значения Книги Пяти Колец и её влияния на культуру и менталитет японцев.